Школа 112 Школа 112 г. Челябинск
      
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 112 Г. ЧЕЛЯБИНСКА"
Школа 112
Школа 112
 






Школьный опросос


 
 
Меню - Школа 112
БАЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ
05.03.2018

Бальный этикет XIX века
(ИНФОРМАЦИЯ ЛЮБЕЗНО ЗАИМСТВОВАНА С САЙТА
http://stgorod.com/publ/ehtiket_byt_nravy/balnyj_ehtiket_xix_veka/5-1-0-40)

Этикет XIX века  - сложное явление, вытекающее из весьма жестко регламентированной жизни человека того времени. Этикету с детства обучали и девочек, и мальчиков из высшего сословия, поэтому соблюдение всех правил не было проблемой для воспитанного человека.

Бальный этикет включал в себя не только одежду, манеры, исполнение танцев, но и должное оформление помещений для бала (бального зала, курительной, игровой комнаты, буфета).

бал

В дореволюционной России было несколько видов балов – великосветские, общественные, семейные, публичные. О этих разновидностях мы напишем чуть позже.

Рассмотрим, как следовало себя вести на великосветских балах, которые давали знатнейшие семьи Петербурга и Москвы. Эти мероприятия наиболее полно отражают особенности балов той эпохи.


Приглашения высылались минимум за неделю до его проведения. На бал дамам было принято появляться в новом и модном платье, поэтому требовалось время, что бы его подготовить. Если бал был тематическим (маскарад, бал цветов), то это обязательно указывалось в приглашении.

Получивший приглашение должен был в течение двух дней ответить письмом, будет он на балу или нет. Но для отказа требовалась веская причина, например, траур.

Внешний вид был строго регламентирован этикетом. На протяжении всего века вне зависимости от моды бальные платья достаточно сильно открывали декольте и плечи. Для платья с таким вырезом подразумевалось наличие украшений на шее. В начале XIX века бальное платье всегда дополнялось бутонами живых или искусственных цветов.  Незамужние девушки надевали платья светлых цветов, простые украшения, делали достаточно простые прически. Замужние дамы могли выбрать более яркие расцветки для платья и более дорогие украшения. Обувь для балов была мягкой, обычно без каблука.

2 дамы

бальное платье

Кавалеры надевали фрачную пару, белый жилет и галстук. В первой половине требовался белый галстук-платок, во второй – черный. Фраки в начале века были разных цветов, в конце 30-х годов утвердилась мода на черный цвет.

Военные являлись на бал в парадном мундире, надевая при этом бальную обувь. Исключение было только для уланов – им разрешалось быть в сапогах. Шпоры были нежелательны, но это правило часто нарушалось ради щегольства.

Анна Каренина

Важнейшей деталью бального наряда были белоснежные перчатки. У дам они часто были выше локтя, у кавалеров – короткие лайковые. Перчатки снимались только за столом во время ужина. Быть с голыми руками на балу считалось верхом неприличия. Даже если перчатки порвались, их следовало заменить на запасные или, если таковых не имелось, остаться в рваных.

Прибывшие гости сначала должны были выразить свое почтение хозяевам.

Замужняя дама приезжала на бал с мужем. Если муж не мог приехать, допускалось появление с подругой и мужем этой подруги. Однако частое появление в свете в таком сопровождении не рекомендовалось.  Незамужние девушки приезжали исключительно с матерью или пожилой родственницей, которая следила за своей подопечной. Девица могла появиться на балу и в сопровождении отца, который представлял ее своим знакомым, а ему представлялись кавалеры, желавшие танцевать с его дочерью. Хозяин или хозяйка бала, а так же приглашенный танцмейстер могли попросить кавалера потанцевать  с дамой, которую никто не пригласил.

Если кавалер приглашал на танец незнакомую ему даму, то он сначала представлялся, а затем уже приглашал на танец. Если он хотел повторно пригласить ее, то сперва должен был быть представлен родителям (если дама незамужняя). На кадриль, вальс или польку можно было приглашать даму, которой приглашающего только что представили. На мазурку или котильон следовала приглашать только хорошо знакомых девиц.

Кавалер, приглашающий даму на танец, подходил к ней и, поклонившись ей, делал приглашение в самой вежливой и деликатной форме, в виде комплимента: «Позвольте узнать, которую кадриль могу я  надеяться иметь честь танцевать с вами». Или: «Позвольте мне иметь честь (удовольствие) пригласить вас на первый кадриль (или мазурку, польку и тому подобное)».  Или: «Могу ли я надеяться, что вы удостоите меня
танцевать с вами мазурку (галоп, вальс и тому подобное)». Если же приглашаемая хорошо знакома, то просто: «Не откажите мне в удовольствии танцевать с вами».

приглашение на танец

Дама могла отказаться от приглашения на танец могла только, если ее уже пригласили на этот танец. В таком случае кавалер должен был спросить, не желает ли она станцевать с ним следующий. И так до тех пор, пока дама не назначит свободный танец.  Можно было отказаться, сославшись на самочувствие, но в этом случае неприлично было принять приглашение другого кавалера.  Приглашение Императора, если он присутствовал на балу, принималось в любом случае, независимо от того, пригласил кто-то другой даму или нет.

Дамы брали с собой бальные книжки, в которых отмечали имена кавалеров,  пригласивших их заранее на танец. Пообещать по забывчивости танцевать один танец с двумя кавалерами было не только нарушением норм этикета, но и могло привести к дуэли. Барышне, имевшей успех у кавалеров, было неприлично хвастаться исписанной бальной книжкой перед менее удачливыми подругами.

бальная книжка

Получив отказ от одной барышни, представитель второй половины XIXвека мог обратиться с предложением к ее соседке. В начале века такое, наоборот, считалось обидным для дамы.

Не следовало танцевать с одной партнершей больше двух-трех танцев в течение бала – это могло ее скомпрометировать. Такое дозволялось только парам в статусе жениха и невесты.

Кавалер во время танца должен был предотвращать столкновения с другими парами и развлекать даму во время танца светским разговором. Лица у танцующих должны быть веселыми и любезными. "Унылое пли злое лицо на балу то же, что пляска на поминках" - говорит один из учебников этикета.

Дурным тоном считалось вставать впереди первой пары или вклиниваться в середину колонны, приглашать на танец, не зная движений, забыть отыскать приглашенную даму перед началом танца, наступать на платья дамам. И напротив, хорошие манеры и умение танцевать могли сыграть существенную роль в карьере молодого человека.

По окончании быстрого танца, например, вальса, не следовало сразу отпускать руку дамы, что бы она сделала реверанс, держась за руку кавалера. После реверанса и поклона кавалер спрашивал, куда отвести даму.

Гости могли покидать бал в удобное для них время, не привлекая излишнего внимания прощаниями.  В течение недели следовало нанести хозяевам визит вежливости и поблагодарить за бал.



Смотреть все новости.


Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
осталось символов:
Код защиты от роботов
Число с картинки:
© Copyright «Shkola112.ru». Все права защищены.
тел. +7(351)772-84-37, факс +7(351)772-90-47
Создание и продвижение сайтов в Челябинске Создание сайта
Mittelspiel.ru